Главная Новости

Давайте не будем вводить в заблуждение празднование Трезубской Мессы?

Опубликовано: 12.10.2023

Давайте не будем вводить в заблуждение празднование Трезубской Мессы?

№ CN. 02/2020 они принесли статью с дюймовым заголовком:Давайте не будем вводить в заблуждение празднование Трезубцевых месс. Фактическая и критическая реакция на эту статью была бы требуют больше места, но я постараюсь вкратце, хотя бы некоторые мысли, которые созрели у меня после прочтения рассматриваемой статьи.

Прежде всего, имеется очевидная и на самом деле не скрытая предвзятость противusus atiquior, и в то же время ясная цель, которую преследует данная статья. Вопросы читателя, реальные или воображаемые, на которые отвечает автор статьи, не имеют ничего общего с ее названием. Читатель спрашивает, что такое Тридентские Святые Мессы, какие условия установлены для их совершения и может ли священник сам решать, в каком чине он будет служить Святую Мессу. На эти вопросы можно ответить объективно и компетентно. Пусть читатели судят, удалось ли ему это сделать. Во всяком случае, его не спросили о целесообразности или нецелесообразности введения Тридентской литургии в Словакии. Поскольку его статья носит именно такое название, основной посыл автора и настоящая цель статьи – не дать ответы на поставленные вопросы, а воспрепятствовать совершению Святых Месс в чрезвычайной церемонии. Поэтому его «непредвзятый подход» сразу очевиден из названия.

Утверждение о том, что «Римские первосвященники всегда выпускали новые литургические книги, чтобы адаптировать церемонию к новым требованиям времени. Особо выделяется папа Пий V, который, поощряемый Тридентским собором (1545-1563), восстановил весь культ Церкви, позаботился об улучшении богослужебных книг» весьма тенденциозен и намерение его чисто. Оправдать литургическую реформу после Второго Ватиканского Собора, утверждая, что это всегда происходило в Церкви. Упоминая конкретный случай из прошлого, Тридентский собор и новые богослужебные книги, обнародованные св. Пий V. Но так ли это на самом деле? Надеюсь, что только по оплошности и невнимательности автор не упомянул о том, что этот великий папа, среди прочего, папа победы христианского флота над турками при Лепанто в 1571 году, является святым. Прежде всего, его реформа миссала не была, так сказать, литургической революцией. Он поставил условие, что в Латинской церкви будут запрещены все обряды, кроме тех, которые старше 200 лет. Его реформа заключалась в очищении от отложений, попавших в литургию последних столетий, оставив только то, что было явно древним. Утверждать, что св. Пий V «издал... новые богослужебные книги для приспособления чинов к новым требованиям времени» очень неточно и тенденциозно, так как создает впечатление сопоставимой реформы, как, например, что сделал Второй Ватиканский Собор. Однако это сравнение совершенно несостоятельно, поскольку св. Пий V, хорошо зная пределы своей папской власти, с великим трепетом и чувством действительно реформировал церемонию (z-reformed от латинскогоri-formareозначает возвращение к первоначальной форме), а изменение литургии после Второго Ватиканского Собора в этом духе трудно действительно назвать реформой, потому что отсутствует та форма из прошлого, к которой возвращается новая литургия. Так что это скорее литургический переворот, литургическая революция. Недавно я смотрел реконструкцию литургии католической латинской Святой Мессы, как она должна была быть совершена согласно имеющимся литургическим книгам 4 октября 1450 года. Это было 18-е воскресенье после Пятидесятницы. Реконструкция проводилась в протестантской среде где-то в Скандинавии в начале 90-х годов прошлого века. [ 1 ] Любой, кто знает Тридентскую литургию и смотрит это видео, будет удивлен, что она почти такая же, за исключением очень мелких деталей. Таким образом, Тридентская месса намного старше.

Жаль, что автор статьи в «КН» не упомянул и другие примеры из истории Церкви, когда Церковь производила столь далеко идущее изменение в литургии на соборе или через какого-нибудь папу, как это произошло после Второй Ватиканский совет. Я думаю, что найти его ему было бы очень трудно, потому что литургия развивалась органично, постепенно, без больших скачков, начиная с апостольской эпохи. Чего нельзя сказать о развитии событий после последнего собора. Неслучайно существуют две церемонии одного и того же обряда. Сложность в том, что у нового обряда нет прямого предшественника, потому что он был создан, так сказать, на коленке членами послесоборной комиссии, которой было поручено претворить в жизнь требования Собора. Поэтому это не плод жизни Церкви, длительного и терпеливого развития, а, так сказать, «технократическое творение» комиссии. Недавно я прочитал статью, в которой упоминалось интервью, данное доктором. Руперт Клотцль с Mr. Петер Чинкель из монастыря в Клостернойбурге под Веной. Он был учеником Пия Парша, считавшегося важнейшим представителем дособорного литургического движения, которое, по мнению многих, было отдаленной подготовкой постсоборной реформы. Чинкель очень критически высказался о постсоветской реформе. По его словам, это была не реформа, а изменение. Он сказал: «Я могу вам сказать, что Пий Парш совершенно не согласился бы с изменениями, произошедшими в постсоборную эпоху. Он не хотел ничего подобного. Да, к литургии на родном языке. Но это все. Также Месса как тайна, как реальностьhinc et nunc, здесь и сейчас».

В этом контексте отметим текст конституции о литургии: «Наконец, не следует вводить никаких новых вещей, если этого не требует истинная и гарантированная польза Церкви, тогда как необходимо принять заботиться о том, чтобы новые формы органически вырастали из уже существующих форм. Насколько это возможно, следует позаботиться о том, чтобы между соседними областями не было слишком существенных различий.» (SC 23)

Я предоставляю читателю подумать, можем ли мы через 50 лет после литургической реформы сказать, что она была необходима для истинного и гарантированного блага Церкви. Не говоря уже о полном распаде единства литургического богослужения между отдельными областями, чего не желал собор. Сегодня мы наблюдаем постепенную утрату истинного католического единства в области литургии, которая имеет множество причин и общий знаменатель: постсоборную реформу.

Поэтому высказывание автора в конце статьи носит чисто прокламационный и аподиктический характер. Автор даже не чувствует необходимости как-то аргументировать то, что он утверждает. Вот и готово. Но это не так, и даже в Словакии требования к празднованию Трезубца соблюдаются во многих местах. месса точно по апостольскому посланию motu proprio Бенедикта XVI.Summorum pontificum и прилагаемое к нему письмо, а также согласно Инструкции по его применению в жизни Церкви, изданной Папской комиссией Ecclesia Dei. Действительно, автору статьи можно было бы простить беспочвенную инвективу в адрес необыкновенной формы римского обряда, которой он приписывает театральность, священников и лиц, которые с любовью к нему привязываются и празднуют его «прихотью», и стремление «чтобы было интересно». Это довольно самонадеянная и самонадеянная оценка внутреннего форума, намерений и духовной жизни священников и этих верующих. Во многом это напомнило мне самонадеянный суд первосвященника Хелима над Анной в Ветхом Завете (ср. 1 Царств 1:12-16).

Верно обратное. Литургия Трезубца является прекрасной защитой от театральности и многих других злоупотреблений литургическим богослужением, которых немало и не только за пределами Словакии. В этом контексте я не могу не процитировать отрывок из интервью, недавно опубликованного в ежемесячном журналеRadici Cristiane (n. 142) с профессором Питером Квасьневским. На вопрос, ненавидит ли дьявол св. Месса по старому обряду, отвечает Квасьневский:

«Дьявол ненавидит дисциплину, порядок, красоту, смирение, жертвенность, литургическое празднование, традиции и священство. Старая римская литургия — и я говорю не только о литургии св. Месса, но и о Богослужении и литургии всех таинств – она пронизана порядком и красотой».

Он требует огромного смирения и дисциплины со стороны празднующих, которые должны праздновать его надлежащим и подобающим образом. Он сознательно подавляет индивидуальность и желание «заявиться» и «быть самим собой». Все направлено на поклонение и прославление Бога, где Сам Христос является Первосвященником, а все остальные — слугами. Парадоксально, но она поучительна и полезна для самих верующих, поскольку она теоцентрична и христоцентрична, а не антропоцентрична, как современная философия и культура.

Люцифер, прекраснейшее из всех существ, влюбился в себя. Его грехом был эгоцентризм, самовосхваление. Таким образом, каждое движение в литургии к освобождению, аплодисментам – рукоплесканиям, прославлению и культивированию эго служителей и верующих – дьявольское по своему корню и по своим последствиям. Церковь в своей богоданной мудрости всегда понимала опасность «харизматической» личности и всегда защищала себя от нее благодаря ритуалам, которые характеризуются своей объективностью, устойчивостью, точностью, догматической ясностью, аскетической требовательностью и эстетическим величием..

Эти же характеристики подавляют некоторые тенденции, присутствующие в падшей человеческой природе, как-то эмоциональность или сентиментализм, релятивизм, двусмысленность, увлечение эстетическими формами, совершенно лишенными вкуса.

Старая литургия отводит роль сакраментального посредника священнику, а также, в той или иной степени, другим служителям алтаря. Эта роль посредника является живой иконой Воплощения единственного посредника между Богом и людьми, против которого восстал сатана.

Единственная «литургическая реформа», которую добивается сатана, — это всегда дистанцировать Церковь от тайны Воплощения, от сакраментальной экономики, укорененной в евхаристическом теле Христа и общей структуре церемоний, торжеств и молитв, которые воплощают ее, представляют ее. Во всех отношениях старый обряд является как бы вечным изгнанием дьявола и постоянно показывает торжество Воплотившегося Бога над старым змеем, врагом человеческой природы. Сам факт того, что новая литургия упразднила или сократила — отсекла изгнания нечистой силы везде, где они встречались раньше — в литургии крещения, в различных благословениях, в самом изгнании нечистой силы — говорит сам за себя.

В этом контексте празднование Тридентина Св. месса в любой точке мира, а следовательно, и в Словакии, проводимая теми священниками и с участием тех верных католиков, которые сами просят об этом, безусловно, полезна и уместна и соответствует действующему законодательству Церкви и намерениям последних пап..

ThLic. Питер Машик

[1] Его можно увидеть на YouTube-канале по адресу: https://www.youtube.com/wat?time_continue=4&v=UTSJ7LqZLYQ

rss