Главная Новости

«Скрытая жизнь» — голливудский фильм о святом, который отказался служить нацистам даже ценой собственной жизни

Опубликовано: 15.10.2023

Матей Гавлак

5 февраля 2021 г.
Компания Отзывы

https://www.lacomarcadepuertollano.com/diario/fotos/2020_02_06/2020_02_06_No_04———.jpg

Скрытая жизнь(2019) рассказывает историю блаженного Франца Егерштеттера, австрийца, который был вынужден записаться в немецкую армию во время Второй мировой войны (Австрийская Республика была присоединена к нацистской Великой Германский рейх в 1938 году). Однако, как набожный католик, Егерштеттер отказался присягать на верность «антихристу Гитлеру» и поэтому был приговорен военным судом к смертной казни в 1943 году и впоследствии казнен.

Фильм снял режиссёр Терренс Малик, и на нём хорошо виден уникальный почерк режиссёра. Малик – очень уникальный человек. В Голливуде его обычно считают режиссером, который, взяв за что-то дело, превращает его в поэтически красивое, но зачастую морально сложное и трудно усваиваемое произведение. Малика сравнивают с художником эпохи Возрождения, который запечатлел на своей большой картине десятки персонажей, и каждый из них переживает уникальный и, возможно, очень интимный опыт. Вся эта мозаика, состоящая из десятков историй, сама по себе является одной большой историей с иногда более, иногда менее очевидными связями.

Такова была, например, трехчасовая военная эпопея МаликаТонкая красная линия(1998), в которой запечатлена судьба американских солдат, сражавшихся во время Второй мировой войны против японской армии на небольшом острове. называется Гуадалканал. У каждого человека здесь своя судьба – по большей части трагическая, – но эти отдельные судьбы вместе составляют историю трудной военной кампании. Никто здесь не герой, никто не антагонист. Есть только парни, оказавшиеся на острове, название которого даже выговорить не могут, и которые хотят вернуться домой целыми и невредимыми. Именно вТонкая красная линиявпервые по-настоящему засиял актер по имени Джеймс Кэвизел - будущий представитель Иисуса Христа в фильме ГибсонаСтрасти..

Другая работа Малика из не столь далекого прошлого под названиемДрево жизниснята в иной, тонко экспериментальной форме и стремится к своеобразной поэтической связи человека и природы с их Создатель.

Жизнь святых

Скрытая жизнь— фильм, в котором с первого взгляда легко узнать работу Малика. Хотя главный герой только один — фермер Франц Егерштеттер, — здесь типично увлечение Малика природой. В фильме непрерывно тянутся длинные, четкие, как фотография, кадры живописных австрийских холмов, лениво бегущих сельскохозяйственных животных, полей с посаженным картофелем или садов цветущих яблонь. Короче говоря, это мир, в который влюбился бы даже Франциск Ассизский. Франц живет с женой, детьми и матерью на небольшой ферме, отрезанной от современной цивилизации и далеко даже от последней горной деревни. В скромно, но уютно обставленном жилище как-то выделяются висящие кресты и образы. Три маленькие дочери иногда капризничают, но голоса их детей странным образом сочетаются со звуками коров и домашней птицы, пролития молока, нарезки сыра или выпечки хлеба.

Что ж, война придет.

Егерштеттер по-прежнему будет проходить обязательную военную подготовку в близлежащих казармах, но, как и другие фермеры и отцы семейств, он надеется избежать отправки на настоящую войну. Постепенно он начинает понимать, что его страна ведет наступательную – несправедливую – войну. Он говорит местному приходскому священнику: «Батюшка, если меня позовут, я не смогу пойти служить. Мы убиваем невинных людей, грабим чужие страны, эксплуатируем слабых... Священники называют солдат, которые это делают, героями, буквально святыми. Но, возможно, герои — последние, те, кто защищает свои дома от захватчиков."

После победы над Францией кажется, что война скоро закончится, и поэтому Франц избегает рукопожатия с «армией Гитлера».

Путь мученика

Еще один типичный для Теренса Малика аспект — длинные медленные сцены, когда вроде бы ничего не происходит, но где-то под поверхностью что-то кипит. Это именно та последовательность, когда Франц ждет, получит ли он приказ о призыве или нет, в то время как он уже окончательно решил, что не будет присягать Гитлеру, потому что его католическая вера и собственная совесть не позволяют ему сделать это. Этот эпизод резко затянут, и зритель здесь вместе с главными героями испытывает бесконечную муку ожидания и внутреннюю муку. Самое страшное мучение здесь — это ежедневный звук звонка на велосипеде почтальона.

В фильме показаны и другие препятствия, с которыми пришлось столкнуться этому мученику и его семье на пути к «венцу справедливости». Странно поведение жителей деревни, которые издеваются и осуждают Франца («Мы должны защищать Фатерланд! Нельзя просто так отвернуться от своей расы и своей крови... Тебя повесят, а потом кто будет содержать вашу семью?!"), его детей прогоняют, они специально издеваются над его женой, даже в то время, когда ее муж уже сидит в тюрьме и сталкивается с реальной угрозой смертный приговор.

Стоит отметить и позицию Церкви. Франц получает аудиенцию у местного епископа, которому рассказывает свой план. «Если наши лидеры не хорошие, если они плохие, что делать человеку? Я хочу спасти свою жизнь, но не ложью,", - говорит фермер. Однако вместо ожидаемой поддержки епископ отчитывает его словами: «у тебя есть долг перед страной. Так говорит вам Церковь... Пусть каждый подчинится высшей власти, как говорит нам св. Павол.» Однако здесь фильм пытается быть максимально честным по отношению к представителям местной церкви и таким образом объясняет устами знакомого Франца, что католическая церковь в империи имеет нож на шее: если она молчит, власти оставят это в покое; однако, если он выступит против нацистского правительства, он понесет последствия: «епископ надеется, что режим будет более терпимым к Церкви... Они уже отправляют священников в концентрационные лагеря. [(14501)]"

Тем не менее, это чрезвычайно интересная аналогия с сегодняшней ситуацией, когда вновь кажется, что Церковь проявляет, возможно, слишком холопское поведение по отношению к государству, что в очередной раз может принести больше вреда, чем пользы.

Быть или не быть?

В тюрьме давление на Франца усиливается. К нему ежедневно применяется физическое и психологическое насилие. В конце концов ему поступает предложение — он не будет воевать, он не пойдёт на передовую, он ни в кого не будет стрелять, и никто в него не будет стрелять. Его отдадут медикам, он будет лечить раненых солдат, помогать им. Все, что ему нужно сделать, это произнести символические слова клятвы, «которую все равно никто не воспринимает всерьез.»

Франц Егерштеттер отказывается.

Возможно, это трудное для понимания решение. Однако здесь напечатано интересное сравнение: отец-иезуит Родригес столкнулся с подобным «предложением» в другом фильме, вдохновленном реальными событиями (Япония 17 века), под названиемМолчание. Священник должен был наступить на образ Господа Иисуса, тем самым символически отрекшись от своей веры, «чтобы спасти жизнь себе и своим последователям.» Отец Родригеш повиновался; и этот символический жест стал жизнью жестко контролируемой приверженности и постепенной деградации христианства в Японии.

Франц Егерштеттер был беатифицирован в 2007 году и однажды может быть канонизирован. Фигура, которой вдохновлялся отец Родригес, до сих пор считается отступником.

По случаю беатификации Франца его жене и детям аплодировал весь Венский собор. В этом есть странный парадокс: ведь этих людей когда-то за одно и то же (сопротивление Франца власти) оплевали ближайшие соседи.

21 мая у блаженного Франца Егерштеттера праздник.

Скрытая жизньможно приобрести онлайн на Youtube в разделе Movies & Shows. В фильме также есть словацкие субтитры. Ссылка на превью (трейлер):

ПОДДЕРЖИТЕ ПОРТАЛ CHRISTIANITAS

Ваш вклад жизненно важен для поддержания и дальнейшего развития портала.

Пожалуйста, поддержите нас суммой:

5 евро 10 евро 20 евро 50 евро

Давайте вместе защитим веру, семью и Родину!

PDF (формат для печати)

rss